Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Особенности развития чеченской культуры

подпись: заключение

Особенности развития чеченской культуры, которая прошла долгий и сложный путь развития, определяются различными факторами: географическим положением, характе­ром ландшафта, интенсивностью культурных контактов с соседними народами, степенью вовлеченности в мировой исторический процесс.

Благодаря тому, что именно здесь проходили кратчайшие пути сообщения между зем­ледельческими цивилизациями древности и кочевым миром Восточной Европы, Кавказ стал местом пересечения культурных влияний различных цивилизаций. В материальной культуре, мифологии, языческих культах чеченцев сохранились черты, указывающие на их связи с древнейшими цивилизациями Европы, Передней Азии и Средиземноморья.

Еще более четко эти связи прослеживаются при углубленном исследовании средневе­ковых чеченских языческих культов и мифологии, где постоянно обнаруживаются парал­лели с языческими богами и мифологическими героями великих цивилизаций древности.

Археологические материалы говорят о тесных контактах древнего населения края с представителями месопотамских цивилизаций, с создателями древнейших археологиче­ских культур Восточной Европы, со скифами и хазарами.

Средневековая культура чеченцев является симбиозом двух этнически родственных культур: горной и аланской. Она органично впитала в себя элементы обеих культур и в ма­териальной, и духовной сфере. И высшим ее проявлением в материальной культуре стало средневековое каменное народное зодчество

Духовная культура чеченцев испытала сильнейшее влияние зороастризма, иудаизма, христианства в различные периоды своей истории, а начиная с XVII века, развивается на основе ислама.

Несмотря на то, что чеченцы вплоть до середины XVII века не имели регулярной пись­менности, они создали сложную, многоуровневую этическую систему, которую, без пре­увеличения, можно назвать достоянием духовной культуры человечества. Чеченский эти­
ческий кодекс «Къонахалла» — квинтэссенция нравственной культуры чеченцев, система нравственных ценностей мессианского характера, определяющая нрав­ственный уровень человека — «благородного мужа», который берет на себя ответ­ственность за судьбу своего народа, своей страны, жертвуя всем, не требуя никакой награды.

С начала XX века чеченская культура развивается под влиянием великой русской культуры — появляется письменность на основе кириллицы, литература, живопись, профессиональный театр.

Через призму русской культуры чеченцы познакомились с достижениями миро­вой культуры: с драматургией Шекспира, поэзией Лорки, прозой Маркеса, живопи­сью Дали, музыкой Бетховена.

Культура чеченцев и в материальной, и нематериальной сфере переживала пери­оды расцвета и периоды упадка, что определялось историческими обстоятельства­ми, общим уровнем развития культуры в регионе, влиянием кровопролитных войн и эпидемий.

Несмотря на свою трагическую историю, она сохранила свою демократическую основу и гуманистическую сущность.

Для чеченского общества, которое находится сегодня на переходном этапе от глубокого кризиса к нравственному и культурному возрождению, очень важно об­ращение к своим истокам, к культурному наследию предков как к важному духов­ному и эстетическому ориентиру. И в этом смысле сохранение жанрово-видовового многообразия культуры, возможность передачи ее наиболее аутентичных форм по­следующим поколениям являются основополагающим фактором дальнейшего раз­вития национальной культуры чеченского народа и его полноценного участия в ши­роком историческом диалоге культур.

[1] Под археологической культурой археологи обычно понимают совокупность вещественных памятников прошлого, объединенных общи­ми признаками, или исторически сложившуюся культурную общность, отличающуюся от других таких же культурных общностей строго опреде­ленного времени только ей присущими орудия­ми труда и быта, оружием, украшениями, посу­дой, типами жилищ и, наконец, типами могиль­ных сооружений и погребальным обрядом// Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кав­каза. М., 1960. С. 381.

[2] Крупнов Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность//Советская археология. 1964. №1. С. 26—43.

[3] Возможно, была и обратная миграция, как об этом свидетельствуют глубокие связи, обнару­женные исследователями между майкопской культурой Северного Кавказа и археологически­ми культурами Передней Азии той эпохи.

[4] Попытки некоторых лингвистов объединить да­гестанские и нахские языки в одну группу явля­ются совершенно безосновательными.

[5] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа.

Ереван, 1968. С. 102.

[7] Там же. С. 104.

[8] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту).

М., 1959.

[9] Именно этот ареал отмечен наибольшим ско­

Плением археологических материалов куро-

Араксской культуры, в том числе и раннего эта­

Па ее развития.

[13] История народов Северного Кавказа с древней­ших времен до конца XVIII века. М., 1988. С.51.

[14] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 160.

[15] Дьяконов И. М. Предыстория армянского наро­

Да. С. 20.

[17] Крупнов Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность // Советская археология. 1964. № 1. С. 26-43.

[18] Нахские и дагестанские языки могли иметь ди­алектные различия еще внутри кавказской языковой общности и уже в ту эпоху обрести устойчивую тенденцию к распаду.

[19] В чеченских исторических преданиях говорит­ся о том, что до прихода чеченцев в этих райо­нах жил народ, язык которого отличался от че­ченского, но был понятен для них.

[20] Кобычев В. П. Расселение чеченцев и ингушей в свете этногенетических преданий и памятников материальной культуры // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 165-181.

[21] Дьяконов И. М. Предыстория армянского наро­да. С. 44.

[22] Там же. С. 140.

[23] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С.145.

[24] Большинство башенных поселений горной Чеч­

Ни расположены в местах с подобным рельефом.

[26] Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в І-ХУ вв. н. э. Тбилиси, 1961. С. 16.

[27] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С.154.

[28] Идентичные им бронзовые котлы были позднее обнаружены в майкопских погребениях курган­ного могильника у селения Бамут в Чечне.

[29] Формозов А. А. Каменный век и энеолит Прику — банья. М., 1965. С. 74.

[30] При этом Чечня является наименее разведан­

Ным в археологическом плане регионом.

[32] Культурное влияние Месопотамии в этот период почему-то не коснулось в такой же степени За­кавказья, хотя оно географически ближе к ней и по запасам сырья золота и меди не уступало Се­верному Кавказу. В этом отношении трудно со­гласиться с гипотезой С. Н.Кореневского о пере­селении на Северный Кавказ больших групп ме­сопотамского населения с остановкой и адапта­цией в Закавказье, так как археологические на­ходки на пути предполагаемого продвижения переднеазиатских племен не дают достаточ­ного материала для подобных предположений, а большей частью он вообще отсутствует. См.: Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. С. 90-92.

[33] Подобного рода связи, вероятно, более харак­терны для периода расцвета майкопской куль­туры, когда у населения, занимавшего предгор­ные и плоскостные районы, появилась потреб­ность в отгонном скотоводстве.

[34] Эта традиция сохраняется у нахских племен и в Средневековье: многие средневековые чечен­ские поселения в горах (Цой-пхеда, Васеркел, Шарой, Шикарой и др.) располагаются на реч­ных мысах.

[35] История народов Северного Кавказа. М., 1988. С. 48.

[36] Помимо этого, существует термин «терско-

Кубанская культура».

[38] Марковин В. И. Культура племен Северного Кав­каза в эпоху бронзы. С. 33.

[39] Там же. С. 50.

[40] Для Прикубанья — вытянутый костяк с западно­восточной ориентацией, для центральных и горных районов — скорченный костяк. По всей территории северокавказской культуры умень­шается окрашенность костяка, столь характер­ная для погребений майкопской культуры.

[41] Марковин В. И. Культура племен Северного Кав­

Каза в эпоху бронзы. С. 51.

[43] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавка­за. М., 1960. С. 301-316.

[44] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. М., 2003. С. 167.

[45] У чеченцев отношение к коню как к священному животному сохраняется и до сих пор. Даже по­сле принятия ислама у чеченцев вплоть до де­портации в 1944 г. сохранялся запрет на упо­требление в пищу конины.

[46] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кав­

Каз. С. 177.

[48] Козенкова В. И. Некоторые археологические критерии в этногенетических исследованиях // Археология и вопросы этнической исто­рии Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 53.

[49] Страбон. География // Кавказ и Дон в произ­ведениях античных авторов. Ростов н/Д., 1990. С. 190.

[50] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. С.187.

[51] Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор.

М., 1949.

[53] Ширакаци Анания. Армянская география VII ве­ка до р. х. СПб., 1877. С. 35.

[54] Там же. С. 38.

[55] Джавахишвили И. Основные историко-этноло­гические проблемы истории Грузии, Кавказа и Ближнего Востока // Вестник древней истории. 1939. № 4. С. 42.

[56] Вагапов Я. Сарматы и вайнахи. Грозный, 1990.

С. 110.

[58] Мошкова М. Г. К вопросу о катакомбных по­гребальных сооружениях как специфическом определителе // История и культура сарматов. Саратов, 1983. С. 28-29.

[59] Абрамова М. П. К вопросу об аланской культу­ре Северного Кавказа // Советская археология. 1978. № 1. С. 72.

[60] Абрамова М. П. К вопросу о связях населения Северного Кавказа сарматского времени// Со­ветская археология. 1979. № 2. С. 50..

[61] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кав­

Каза. С. 311.

[63] Гадло А. В. Этническая история Северного Кав­каза вв. С. 163.

[64] Там же. С. 177.

[65] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. Баку, 2002. С. 143.

[66] Мадаева З. А. Вайнахская мифология // Этногра­фическое обозрение. 1992. № 3. С. 109.

[67] Хасиев С.-М. О традиционном отсчете времени у чеченцев // Рукопись.

[68] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингу­шей. М., 1972. С. 26.

[69] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингу­шей. С. 29.

[70] Гомер. Илиада. М., 1980. С. 125.

[71] Возможно, это связано также с влиянием мо­нотеистической религии, осуждавшей насилие

И несправедливость.

[72] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингу­шей. С. 199—200.

[73] Об этом свидетельствуют многочисленные на­ходки глиняных моделей очагов на поселениях куро-араксской культуры, которые, по всей ви­димости, применялись в ритуальных целях.

[74] Петроглифы в виде свастики, спирали и кре­ста наиболее часто встречаются на чеченских средневековых постройках.

[75] Козенкова В. И. Культурно-исторические про­цессы на Северном Кавказе в эпоху поздней

Бронзы и в раннем железном веке. М., 1996.

С. 40.

[78] Далгат Б. Первобытная религия чеченцев //

Терский сборник. Владикавказ, 1893. Кн. 2.

Вып. 3. С. 41-132.

[79] Смирнова Г. Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 131-135.

[80] Смирнова Г. Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии. С.131-135.

[81] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне. (по материалам исследований 1957­1965 гг.) // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980. С. 184-270.

[82] Марковин В. И. Культовая пластика Кавказа // Новое в археологии Северного Кавказа. М., 1986. С. 77.

[83] Иванов М. А. Верховья реки Гехи // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1902. Вып. XV. С. 283-285.

[84] Мадаева З. А. Народные календарные праздники

Вайнахов. Грозный, 1990. С. 11.

[86] Степанянц М. Т. Философские аспекты суфиз­

Ма. М., 1987. С. 33.

[88] Акаев В. Х. Шейх Кунта-хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 48.

[89] Конфуций. Уроки мудрости // Лунь юй. М., 1999. С. 23.

[90] Конфуций. Уроки мудрости // Лунь юй. С. 23.

[91] Там же. С. 46.

[92] Конфуций. Лунь юй // Древнекитайская фи­лософия. М., 1972. Т. 1, гл. 2, 4.

[93] Конфуций. Уроки мудрости. С. 31.

[94] Древнекитайская философия. Т. 1. С. 167.

[95] Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ин­

Гушей. Грозный, 1979. С. 210-211.

[97] Там же. С. 256.

[98] Там же. С. 254.

[99] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. С. 67.

[100] Этика. Под общей редакцией А. А.Гусейнова, Е. Л.Дубко. С. 252.

[101] Там же. С. 256.

[102] Книга самурая. СПб., 2000. С. 70.

[103] Инадзо Нитобэ. Бусидо Дух Японии. Киев, 1997. С. 26.

[104] Там же. С. 29.

[105] Книга самурая. С. 100.

[106] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в мента­литете чеченцев // Этнографическое обозре­ние. 1994. № 5. С. 42.

[107] Чеченские песни. Пер. Н. Гребнева. М., 1995.

С. 12.

[109] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в ментали­

Тете чеченцев. С. 41.

[111] Кант. И. Основы метафизики нравственности //

Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4(1). С. 274.

[113] Черта, характерная для суфизма как ре­лигиозно-философской доктрины.

[114] Бгажноков Б. Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 16-20.

[115] Пушкин А. С. Собрание сочинений в одном томе. М., 1984. С. 201.

[116] Там же. С. 202.

[117] Чеснов Я. В. Этнокультурный потенциал чечен­ской нации // Северный Кавказ: этнополити- ческие и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996. С. 44.

[118] Одним из важнейших условий свободы чечен­цы считают право свободного выбора. Воз­можно, поэтому они отдали предпочтение су­фийской религиозной доктрине, согласно ко­торой даже Предопределение оставляет чело­веку выбор между Добром и Злом.

[119] Чеснов Я. В. Этнокультурный потенциал че­

Ченской нации. С. 47.

[121] Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. С. 81.

[122] Чеченские песни. Пер. Н. Гребнева. С.19.

[123] Гамрекели В. Н. Об изучении прошлого // Доку­менты по взаимоотношениям Грузии с Север­ным Кавказом в XVIII веке. Тбилиси, 1968. С. 37.

[124] Надпись греческим письмом на камне боевой башни Кирды в Аргунском ущелье.

[125] Эта азбука после революции 1917 г. легла в

Основу новой чеченской письменности, заме­нив собой латинскую графику.

[126] Туркаев Х. В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987.

[127] Народные актеры типа русских скоморохов.

[128] Направление в суфизме, распространивше­еся в Чечне в период укрепления и последу­ющей формализации ислама, представители которого выступали с резкой критикой хан­жества и лицемерия официального духовен­ства. Эта критика выражалась и в сатириче­ских стихах и песнях, и в виде театрализован­ных представлений.

[129] Мадаева З. А. Народные календарные праздни­ки вайнахов. Грозный, 1990. С. 20. А Новый год в средневековой Чечне.

[130] Сулейманов А. Топонимика Чечни. Нальчик, 1997. С. 76.

[131] Мадаева З. А. Народные календарные празд­

Ники вайнахов. С. 31.

[133] Музаев Н. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма. Цит. по кн.: Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драматургия. Грозный, 1975. С. 23-24.

[134] Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская дра­матургия. С. 17.

[135] Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драма­тургия. С. 29., Албакова Ф. Ю. Вайнахский театр от истоков к профессионализму. Тбилиси, 1990. Автореф. канд. дис. С. 8.

[136] Зубкова Е. Классика на сцене Чечено-ингушского театра // Театр. № 3. 1970.

[137] Березин К. «Сид» Корнеля на чеченской сцене// Театр. 1973. № 1.

[138] Зубкова Е. Классика на сцене Чечено­ингушского театра // Многоязыкий театр Рос­сии. М., 1980. С.45.

[139] Основы теории художественной культуры.

СПб., 2001. С. 8.

[141] Фольклор: песенное наследие. М., 1991. С. 245.

[142] Айдаев Ю. Музыкальная культура // Чеченцы: история и современность. М., 1996. С. 298.

[143] Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298.

[144] Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298

[145] Мир художественной культуры. СПб., 2004. С. 218.

[146] Аталиков В. Т. Вайнахи в XVIII веке по извести­ям европейских авторов // История и этногра­фия и культура народов Северного Кавказа. Ор­джоникидзе, 1981. С. 124.

[147] Хасиев С.-М. Тесей // Рукопись.

[148] Тесей — древнегреческий мифологический герой.

[149] Сулейманов А. Топонимия Чечни. С. 122.

[150] Там же С. 44.

[151] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 73.

[152] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кав­каз. С. 30.

[153] Там же. С. 32.

[154] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кав­каза.

[155] История народов Северного Кавказа с древ­нейших времен до конца XVIII века. М., 1988.

С. 51.

[156] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века.

С. 163.

[157] Там же. С. 161.

[158] Эти племена этнически идентифицируются с протонахскими племенами.

[159] Высокая культура производства металличе­ского оружия сохраняется у чеченцев вплоть до XIX века.

[160] Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. С. 85.

[161] История народов Северного Кавказа. М., 1988. С. 48.

[162] История народов Северного Кавказа с древ­нейших времен до XVIII века. М., 1988. С. 62.

[163] Козенкова В. И. Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-юрт. М., 1982. С. 42.

[164] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кав­каз. С. 171.

[165] Там же. С. 175.

[166] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. С. 166.

[167] Асхабов И. Чеченское оружие. М., 2002.

[168] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С. 228.

[169] К примеру, в основание Хаскалинской боевой

Башни уложены каменные глыбы весом более

Тонны.

[170] Абрамова М. П. К вопросу об аланской культуре Северного Кавказа. С. 75.

[171] Ширакаци Анания. Армянская география VII века до р. х.

[172] Козенкова В. И. Культурно-исторические про­цессы на Северном Кавказе в эпоху поздней

Бронзы и в раннем железном веке. С. 40.

[174] Ксенофонт. Анабасис // Кавказ и Дон в произ­ведениях античных авторов. Ростов н/Д, 1990. С. 85.

[175] Xасиев С.-М. Календарный год у вайнахов // Новое в этнографических и антропологиче­

Ских исследованиях. М., 1974. С. 72.

[177] Витрувий. Об архитектуре // Кавказ и Дон в

Произведениях античных авторов. Ростов н/Д,

1990. С. 196-197.

[178] Страбон. География. С.193.

[179] Джандиери Н. Ш., Цицишвили И. Н. Архитекту­ра Грузии от истоков до наших дней. М., 1976.

С. 15.

[180] Ипполитов А. Этнографические очерки Аргун­ского округа // Сб. сведений о кавказских гор­цах. Тифлис, 1868. Т. I. С 51.

[181] Головинский П. И. Заметки о Чечне и чеченцах // Сб. сведений о Терской области. Владикав­каз, 1878. Вып. 1. С. 241-261.

[182] Иванов М. А. Верховья р. Гехи // Изв. Кавказско­го отдела Русского географического общества. Тифлис, 1902. Вып. XV. С. 283-285.

[183] Гольдштейн А. Ф. Средневековое зодче­ство Чечено-Ингушетии и Северной Осетии.

М., 1975. С. 29.

[184] Робакидзе А. И. Жилища и поселения горных ингушей // Кавказский этнографический сбор­ник. Тбилиси, 1968. Т. II. С. 41-117.

[185] Ган К. Ф. Путешествие в страну пшавов, хевсур,

Кистин и ингушей // Кавказский вестник. 1900.

№ 6. а 66.

[186] Кобычев В. П. Поселения и жилище народов Се­верного Кавказа в XIX-XX вв. М., 1982. С. 80.

[187] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной

Чечне (по материалам исследований 1957—

1965 гг.). С. 184-270.

[188] Джанберидзе Н. Ш., Цицишвили И. Н. Архитек­тура Грузии. М., 1976. С. 164.

[189] Марковин В. И. Памятники зодчества в гор­ной Чечне (по материалам исследований 1957-1965 гг. С. 184-270. А Руины башни

[190] Миллер В. Ф. Терская область. Археологиче­ские экскурсии // Материалы по археологии Кавказа. М., 1888. Вып. 1. С. 2-36.

[191] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957­1965 гг.). С. 184-270.

[192] Щеблыкин И. П. Искусство ингушей в памят­никах материальной культуры // Изв. Ингуш­ского научно-исследовательского института истории и культуры. Владикавказ, 1928. Вып. 1. С. 282.

[193] Виноградов В. Б., Чахкиев Д. Ю. Некоторые тра­диции военного искусства вайнахов в средне­вековье // Советская этнография. 1984. № 1. С. 98-110.

[194] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. С. 143.

[195] Кобычев В. П. Расселение чеченцев и ингушей в свете этногенетических преданий и памят­ников материальной культуры // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 165-181.

[196] Марковин В. И. Архитектурные памятники че­ченского исторического общества Чаберлой // Археологические памятники Чечено-Ингу­шетии. Грозный, 1979. С. 95.

[197] Берже А. Чечня и чеченцы. Элиста, 1990. С. 33.

Оставить комментарий