Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

МИКРОТОПОНИМИЯ ГОРОДА ГРОЗНОГО (СОЬЛЖА-Г1АЛА) И ЕГО ОКРЕСТНЫХ СЕЛ И СТАНИЦ

Бух1ан-Юрт (Бухан-Юрт) «Алды» («Черноречье»). Юго-западная часть города Грозного с многоэтажными домами, магазинами и Набережной Грозненского моря. Название Бух1ан-Юрт было дано первопоселенцами в связи с тем, что на юго-западной стороне находился дремучий лес, в котором водилось много сов, филинов (чеч. бух1а).

Здесь в 1769 году (по другим источникам — в 1760 году) родился первый имам Чечни и народов Кавказа шейх Мансур Ушурма. Одаренный природой гибким и проницательным умом и выдающимися организаторскими способностями, сильной волей и привлекательной внешностью, он являлся прекрасным психологом и обладал талантом вызывать к себе глубокое доверие окружающих.

На выступление Мансура власти послали в Алды карательный отряд во главе с полковником Пиери. 6-го июля 1785 года этот отряд сжег аул Алды, состоящий из 400 домов. Больше аул не восстанавливался, жители сожженного аула осели в ауле Бух1ан — Юрт и в других местах. В тот же день был сожжен и Амирхан-брод, состоявший из 500 домов и располагавшийся в 6 верстах от Адхан-Юрта ниже по течению реки Сунжа. А 8 июля 1785 года отряд бригадира Апраксина незаметно подошел к аулу князя Алхана (Алхан-Юрт) и, разгромив, предал его огню.

9 июля 1785 года Апраксин послал императрице Екатерине II пышное донесение, приложив патронташ, снятый с убитого чеченца и знамя «противника», но когда позже стал подсчитывать свои потери, то ужаснулся: потери были внушительные и плачевные: из 2000 человек личного состава погибло 12 офицеров вместе с командиром Пиери и премьер-майором Комарским, 740 человек чином пониже и 262 человека попало в плен. Захваченные две пушки Мансур вернул противнику.

Мансур Ушурма навел страх и вызвал панику на русских границах и на все укрепление Кавказской линии. А «черный народ», «оборванцы», «сволочи» все шли и шли к Мансуру, пополняя его войско. Власти были серьезно обеспокоены угрозой нападения Мансура на Кавказскую Военную линию, протянувшуюся от Черного до Каспийского моря. И это случилось. Ровно через шесть дней после того, как чеченцы были «примерно наказаны» (6-9 июля 1785) 15 июля пятитысячный отряд горцев, куда входили представители почти всех народов Северного Кавказа, в том числе и казаков, от холопов до горских князей, подошел к укреплению Кизляр, где были сосредоточены основные силы Кавказской Военной линии, и попытался штурмом захватить укрепление, но безуспешно.

На помощь восставшим чеченцам пришли князья Большой и Малой Чечни, Кабарды со своими «холопами». Через полтора месяца войско Мансура насчитывало в своих рядах около 25 тысяч человек. 2 ноября 1785 года Майсур предпринял наступление на отряд Нагеля в Татартупе.

Среди чеченцев и кабардинцев были наездники — удалые снайперы, которые «слившись» с конем, сбоку, на открытом месте могли атаковать целые отряды противника и вести меткую стрельбу без единого промаха, и только по высоким чинам, возвращались всегда целыми и невредимыми.

Когда предводители национальных боевых отрядов начинали бросать жребий, кому первыми атаковать неприятельские войска, чеченцы прерывали жеребьевку и заявляли: «Среди восставших народов больше всех чеченцев, а значит первыми атакуют

Чеченцы!»

Первый имам Кавказа Мансур начинает свою религиозно-политическую деятельность в 1785 году, начинает бурно, отчаянно, мужественно.

Он высок, строен, красив, умен, он обладает еще каким-то таинством чудотворца. Неграмотный в начале своей деятельности Мансур Ушурма в совершенстве овладевает арабским языком, Кораном, много читает религиозной и светской литературы, пишет много писем и воззваний к народам Кавказа, дискутирует с учеными-алимами. Он был превосходным наездником, отлично владел холодным и огнестрельным оружием, и все эти качества на редкость хорошо сочетались с качествами воина и полководца.

К Мансуру со всех концов стекались те, кого угнетают феодалы, князья, царская самодержавная власть, которая к инородцам не знала ни пощады, ни милосердия. Только незаурядный человек Мансур мог сплотить и возглавить крестьян Чечни и ее соседей — Кабарды, Дагестана, Ногая, Калмыкии, казачьих станиц. Он сумел соединить национальную борьбу за свободу и независимость с религиозной и превратить ее в знамя борьбы и тем самым сплотить вокруг нее все народы Кавказа. Благодаря этой сплоченности и поддержке в течении пяти лет Мансуру удалось вести успешные наступательные бои на огромном пространстве от Каспийского моря до Азовского. Проявленный при этом талант организатора и полководца внес существенные изменения в теорию и практику военного искусства. Жизнь Мансура была полностью отдана служению народу.

Скончался он в заточении, в камере Шлиссельбургской крепости, близ Санкт — Петербурга в апреле 1794 года и похоронен на Преображенской горе.

Здесь же, в Алдах, родился и герой Отечественной войны 1812 года Александр Чеченский. Будучи еще мальчиком, был захвачен в плен русскими войсками во время разгрома аула Алды.

Здесь родился также сподвижник имама Шамиля, талантливый военный инженер, полководец Юсуп-Гаджи.

Шовдане, Шовданашка «К родникам» — так называется аул, на месте которого сегодня расположен поселок Гикало. Вся западная часть поселка, правобережье Сунжи, Чернореченский лес и источники.

Алда шовданан коьртие «У истока родника Алда». Урочище с источниками на юго-восточной окраине поселка.

Зилкъан ирзие (Зилкан ирзие) «Зилки поляна». Урочище на юго-востоке.

Алдахойн кешнаш (Алдахойн кешнаш) «Алдынских (жителей) кладбище». На юго-восточной окраине села.

Алда шовданаш (Алда шовданаш) «Алдынские родники». Источники на юго — востоке поселка.

Дуокин барз (Дуокин барз) «Дуоки курган». Курганный могильник на юго — востоке. Дуока — редкое соб. имя.

Эмзин барз (Эмзин барз) «Эмзи курган». Урочище на юге поселка. Этимология первой части — Эмза — затемнена. Курганный могильник.

Палин барз (Палин барз) «Крепостной курган». Предания говорят, что на этом кургане стояла мощная крепость, в которой жили князья. Расположен в центре поселка.

Кіажа (Кажа) «Пятачок». Так называют чеченцы вдающийся в другой массив (лесной, пахотный, сенокосный, пастбищный) участок. Находится на северной стороне трассы Москва — Баку, на юге поселка.

Гунойн шовданаш (Гунойн шовданаш) «Гунойцев родники». Гуной шовданаш находятся в чернореченском лесу, на юго-западе. Гуной — этноним.

Сарт-кешнаш — так иногда называют кладбище Шина-суьйра-юккъера-кешнаш, расположенное на дороге из Грозного в Атаги (в Ханкальском ущелье).

Деха ирзе «Длинная (л.) поляна» — урочище на з. от Алды.

Позакъан ирзе (Гозакан ирзе) «Гозака (л.) поляна» — урочище на з. села.

МоІсин ирзе (Мо’син ирзе) «Мо’си (л.) поляна» — урочище на з. от села Алды.

МонцІин ирзе (Монцин ирзе) «Монци (л.) поляна» — урочище на з. от Алды.

Чимкин ирзе «Чимки (л.) поляна» — урочище на з. Чимка — соб. имя.

Килин шовда «Килин родник» — родник в лесн. массиве, на з.

Динан шовдане «К конному роднику» — в лесном массиве на з. села Алды. Имеет и другое название: «Дойн шовдане».

Хьаькиман тогІи (Хякиман тоги) «Хакима поляна» — урочище на в. стороне от Алдов. Хьаьким — соб. имя.

Бесин бай «Бесин луг» — урочище на в. села. Беси — соб. имя.

ТІурлон баьрзнаш (Турлон бярзнаш) «Турлова курганы» — три могильных кургана на повороте в с. Гойты, у трассы Москва — Баку.

Урсбин шовданаш (Урсбин шовданаш) «Урсбия родники». На юго-западе Черноречья, в лесном массиве. Первая часть названия — соб. имя.

Іаьржа шовданаш (Аржа шовданаш) «Черные родники». Находятся в

Чернореченском лесу, на юго-западе села. Отсюда и калька «Черноречье».

Аруханан шовда (Аруханан шовда) «Арухи родник». В чернореченском лесу, на юго-западе. Первая часть — соб. женское имя.

Хьерашка (Херашка) «Мельницам к». К западу от поселка, вдоль дороги из Грозного в Алхан-Юрт.

Йоккха топ кхиссина цІога (Йоккха топ киссина цога) «Пушкой (откуда) палили хвост». Место, откуда обстреливали пушкой город Грозный в годы гражданской войны. Находится на восточном склоне хребта Суьйра-Корта.

Суьйра-Корта (Сюйра-Корта) — хребет, являющийся как бы продолжением Сунженского хребта, прорезанного рекой Сунжей. Новопромысловский хребет. Тянется с запада на восток от реки Сунжи до Ханкальского ущелья, которое проложено, согласно народным преданиям, рекой Аргун.

Саьрмак бижна корта (Сярмик бижна корта) «Дракон лег (где) вершина». Наивысшая точка хребта Суьйра-Корта. «Вершина, где лег дракон[24]».

ТІугин барз (Тугин барз) «Тугин курган». На восточной окраине Черноречья. Туга — редкое соб. имя, возможно, от тіо — камень, камни. Такое имя давали мальчикам, желая, чтобы они были крепкими и выносливыми, как камень.

Хехойн баьрзнаш (Хехойн бярзнаш) «Дозорные курганы». Один из курганов находится во дворе железнодорожной больницы в поселке «Горячка».

Бийлакан мохк (Бийлакан мохк) «Бийлака поместье». Имеются в виду земли, принадлежавшие бывшему князю Беликову. Южная окраина Грозного.

Дарбанан хишка (Дарбанан хишка) «К целебным водам (источникам)». Район 56­го участка, где из недр выходят целебные источники. На базе этих целебных вод построены современные бани и ванные.

Алда кІиел (Алда киел) «Алды под». Равнинное место в нескольких километрах от Грозного, начиная от южных склонов Суьйра-Корта в сторону Гойты. Название напоминает о том, что Вух! ан-Юрт раньше находился на юго-востоке от нынешнего Черноречья.

ГІотанан боьра (Готанан бёра) «Кутана (овечьего) балка». В районе 56-го участка.

Іалханаи боьра (Алханан бёра) «Алхана балка». В районе 56-го участка, Октябрьский район г. Грозного.

Шовданашка (Шовданашка) «Родникам ж». Мощные родники, расположенные на юго-востоке поселка Черноречье.

Бохь аьхкина барз (Баэх ахкина барз) «Верхушку раскопанный курган».

Курганный могильник на юге, в районе индивидуальных садов. По преданиям, верхушка кургана была раскопана кладоискателями.

Хьераш (Кантин хераш) «Канты мельницы». Находились на юго-востоке села. Канта — редкое мужское имя. Встречается вариант: Кантиш.

Даудан хьеряш (Даудан хераш) «Дауда мельницы». Урочище на юго-востоке. Дауд — соб. имя.

Селимата хьераш (Селиматан хераш) «Селимата мельницы». Урочище на юго — востоке. Селимат — женскоее соб. имя.

Сулимая хьераш (Сулиман хераш) — «Сулимы мельницы». Урочище на юго — востоке. Сулима — соб. имя.

Kъeдaмaхьмин хьераш (Кедамахмин хераш) «Кедамахмы мельницы». Урочище на юго-востоке. Къедамахьма — соб. имя.

Мурдалан хьер ^урдалан хер) «Mурдала мельница». Урочище на юго-востоке Mурдал — соб. имя.

Бaйcолтaнaн хьер (Байсолтанан хер) «Байсоятана мельница». Урочище на юго — востоке. Байсолта — соб. имя.

Махьмадан хьер ^ахмадан хер) «Mахмада мельница». Урочище на восточной окраине.

Аcухaнaн хьер (Асуханан хер) «Асухана мельница». Урочище на восточной окраине. Асуха — редкое мужское имя.

ЯрагІин хьер (Ярагин хер) «Яраги мельница». Урочище на восточной окраине. Яраг[и — соб. имя.

Іеламхьажин хьер (Эламхажин хер) «Эламхаджи мельница». Урочище на восточной окраине.

Идри^н хьер (Идрисан хер) «Идриса мельница». Урочище на восточной окраине.

Жапкии хьер (Жапкин хер) «Жапкия мельница». Урочище на восточной окраине.

Аруханан хьер (Аруханан хер) «Арухана мельница». Урочище на северной окраине.

Ялхойн шовда (Ялхойн шовда) «Ялхойцев родник». На западной стороне Грозного.

Дщинийн шовданаш (Дишнийн шовданаш) «Дишнийские родники». На западе. Дишни — этноним.

Атакхин ирзу (Атакин ирзу) «Атакхия поляна». Урочище на западе. Атакхи — редкое соб. имя.

Эндарие (Эндарие), северо-западная сторона, левобережье реки Сунжи, «Андреевская долина». Этимология названия затемнена.

Шера корта (Шера корта) «Лысая вершина». На левом берегу Сунжи.

Соьяжая тогІи (Сёлжан тоги) «Сунженская долина». Лежит по реке Сунже.

Орцин мохк (Орцин мохк) «Орлы владения (земля)». Урочище на восточной стороне Суьйра-Корта. Так называeтся Шина Суъйра юкь.

Xeи-Kхaьллa (Хен-Кхялла) «Сторожевое укрепление». Так называемое чеченское Шина Суьйра юкъ.

Taш-Kхaьллa (Таш Кхялла) «Каменное укрепление». Так называется Ташкала. На юго-западе г. Грозного.

Xъaч-хи (Хач-ки) «Хач-речка», «Нефтянка». Течет за консервным заводом, левый приток Сунжи.

Шина регІан юкъ (Шина реган юк) «Алханчуртская долина», Mежхребтовое.

Барнойн мохк (Варнойн мохк) «Варнойцев земли». Район, где стоит клуб 35-го участка Октябрьского района.

Нежан боьра (Неасан бёра) «Дубовой (рощи) лощина». На юго-востоке.

Арcмикaн боьра (Арсмикан бёра) «Арсмика лощина». На юго-востоке. Арсмик — соб. имя.

Хорбазийн боьра (Хорбазийн бёра) «Арбузов лощина». Урочище на юго-востоке.

Ляьичиган боьра (Лянчиган бёра) «Хромого лощина». На южном склоне Суьйра-

Корта.

В названии «Лаьнчиган боьра» отражены события, связанные с нашествием в 1395 году Тимура Хромого, которого чеченцы называли «лаьнчиг» от Тимур-Лент. Предания повествуют о том, что он останавливался на вершине хребта Суьйра-Корта, отсюда он направлял свои «железные войска» для покорения страны Симсим, как в то время называлась Чечня.

Олханан боьра (Олханан бёра) «Брусков лощина». Урочище на южном склоне Суьйра-Корта.

Оьхучу муьжан боьра (Охчу мюжан бера) «Текущего целебного (теплого) источника лощина». Урочище на северном склоне Суьйра-Корта. В наши дни здесь построены ванные для лечения больных (56-й участок).

Вир даьгна боьра (Вир дягна бёра) «Осел (где) сгорел лощина». На юге (49-й участок).

Жимчу Алдие (Жимчу Алдие) «Маленькой Алде к». Урочище на юго-востоке.

Иоккха Алдие (Йоккха Алдие) «Большие Аллы» (район).

Алда шутІе (Алла шуте) «Аллы террасе». В районе поселка Черноречье.

ГІой хьун (Гой хун) «Войск (речки) лес». Урочище в районе перекрестка дорог от трассы Москва — Баку и Гойты. «Речной лес».

Бийлакан хьун (Бийлакан хун) «Беликов лес». Урочище на южном склоне Суьйра-

Корта.

Оьртханан басса (Ортханан басса) «Кустарниковый склон». Северный склон Суьйра-Корта.

Ярмакан арие (Ярмакан арие) «Ярмарки поляна». Юго-западная равнина от хребта Суьйра-Корта.

БухІанан юрт лаьттинчу (Буханан юрт ляттинчу) «Там, где находился аул Бухан — юрт». Район перекрестка дорог — трасса Москва — Баку — Гойты.

Старая Сунжа (Соьлже). Пригородное селение Грозненского района, на правом берегу реки Сунжи. В настоящее время здесь проживают представители следующих родов: чермой, айткхаллой, энакхаллой, саьрхьой, харачой, ч! аьнтий, беной, ялхой, бийтарой, !аьндий, ширдий, гуной[25].

Кой дахна некъ (Кой дахна нек) «Бараны (по которой) прошли дорога». Тропинка проходила со стороны Старопромысловского хребта с северо-запада — в сторону крепости Грозная — на юго-восток. Название связано с именем генерала А. П. Ермолова. Предание: Русский сардар Ермолов остановился на привале в районе нынешнего города Грозного. Не отдохнув еще после тяжелой дороги, он послал в ближайший аул штабного офицера, чтобы пригласить старшего в ауле человека. Им оказался владелец аула и многих овечьих отар Мамакхай. После взаимных любезностей и приветствий Мамакхай узнал, что обоз с провизией далеко отстал от головного отряда, путники голодны и ждать им, что обоз прибудет в ближайшие сутки, не приходится. Мамакхай вернулся домой и послал своего четырнадцатилетнего сына с тридцатью крупными круторогими белыми баранами с козлом-вожаком во главе. Рога козла были высотой в два аршина, обвиты белыми шелковыми лоскутами — символ дружбы, душевности, чистосердечия. Такими белыми лоскутами обвивались рога любого животного, которое выделяется в жертву в честь высокого гостя, в честь богов, в честь храма или храмового праздника и т. д. А. П. Ермолов понимал значение этих знаков и символов, принял с благодарностью тридцать баранов, щедро одарил погонщика-мальчика пистолетом и подзорной трубой и вернул козла-вожака.

Мамакхийс той дина меттиг (Мамакхийс той дина меттиг) «Мамакхи пир (где устроил) место». Место, где останавливался генерал А. П. Ермолов. Через некоторое время после прибытия генерала А. П. Ермолова и его войск Мамакхай и его брат Ханак — хай были приглашены генералом А. П. Ермоловым в гости и приняты с большими почестями. Вместе с ними были приняты старшие и уважаемые люди из других близлежащих аулов. Мамакхай и Ханакхай после этого устроили большой той в честь А. П. Ермолова и его ближайшего окружения.

Борз арие (Борз арие) «Курганная поляна». Урочище на северной окраине.

Саьрхьойн татол (Сярхойн татол) «Серхойцев оросительный канал». Был проложен еще в XIX веке от реки Сунжа до посевных полей села. Серхъой — чеченский род, который ведет свое происхождение от даргинцев. В Чечне известны такие роды даргинского происхождения, как серхой, кюбачий, алмакхой, акхшой, ахтой и цадахарой, соответственно ведущие свое происхождение из Цудахара, Алмакх, Кубачи, Ахты; серхъой — производное от аварского названия даргинцев — серахъал.

Къожа куп (Кожа куп) «Осоки поле». На северной стороне.

Соьлжера хьун (Сёлжера хун) «Сунженский лес». На юго-восточной стороне.

Жуьгтий байинчу борзе (Жюгтий байинчу борзе) «К кургану, где погибли евреи». На северо-востоке села.

Хьакхарчийн тогіи (Хакхарчийн тоги) «Диких свиней долина». На южной стороне села, в долине Сунжи.

Эдалханан тогіи (Эдалханан тоги) «Эдалхана долина». На южной стороне. Эдалха

— соб. имя.

Дикин тогіи (Дикин тоги) «Дики долина». На южной стороне села.

Дилмин кхелаш лаьттина чоь (Дилмин кхелаш ляттина че) «Дилми кобылы стояли где лощина». На восточной стороне села.

Тіуртіин тогіи (Туртин тоги) «Турты долина». Урочище на юго-восточной стороне села. Т^р^а — редкое имя.

Тіуртіин колл (Туртин колл) «Турты роща». Сохранилось название «Тыртова роща». На юго-восточной окраине села. Так называлось поселение (хутор), которое основал чеченец Тур^а.

Толла тогіи (Толла тоги) «Охотничья долина». На юго-востоке.

Муьчин боьра (Мучин бёра) «Мучи лощина». На западе села Соьлже.

Бохь аьхкина барз (Бох эхкина барз) «Раскопанный курган». На востоке. Курган, у которого верхушка раскопана. В названии отразились действия кладоискателей.

Доккха татол (Доккха татол) «Большой канал (оросительный). На восточной стороне, был проведен от Сунжи еще в XIX веке.

Юсупан хьерие (Юсупан херие) «Юсупа мельнице к». На восточной окраине с. Соьлже.

Маіин хьере (Майн хере) «Май мельнице к». На восточной окраине села Соьлже.

Падин хьерие (Гадин херие) «Гадин мельнице к». На восточной окраине. Пада — редкое соб. имя.

Щийдаршка (Щийдаршка) «Мареновым плантациям к». Урочище на западе села, где жители выращивали марену, из корней которой добывали красную краску. ЦІийдарш — марена.

Ширчу кешнашка (Ширчу кешнашка) «К старым кладбищам». На западной стороне селения. Заброшенное кладбище.

Куоканан куллие (Куоканан кулле) «Терновому кустарнику к». На западе села. Кустарник не сохранился.

Соьлж хи (Сёлж хи) «Сунжа река». Протекает по южной стороне села Соьлже.

Саьрхьойн юкъ (Сярхойн юк) «Серхойцев квартал). В черте села Соьлже.

Ялхойн юкъ (Ялхойн юк) «Ялхойцев квартал». В черте села Соьлже.

Пхьоьхана (Пхёхана) «Площадь». В черте села. Во всех населенных пунктах, как в горах, так и на равнине, имелись свои общественные площади, куда собирались люди для

Обмена новостями, обсуждения важных дел, показа новых коней и оружия и т. д.

Къедин ирзу (Кедин ирзу) «Кеди (л.) поляна» — на вост. окраине с. Соьлже.

Хьасин шовда (Хьасин шовда) «Хасин родник» — на в. села.

Доккха шовда «„Большой родник» — на в. села Соьлже.

Йихкина хьун (Йихкина хун) «Запретный лес» — на в. Соьлже.

ГІура-гІарч (Гура-гарч) — урочище на в. стороне села. Этимология названия затемнена.

Руьйта (Рюйта) «Водопой» — на з. окраине Соьлже.

Бежан ара «Скота поляна» — пастбище на з. стороне Соьлже.

Кхоьрнашка «Грушевой (роще) к» — на с. стороне села.

ГІулоз чоь (Гулоз чё) «Калауз (?)» — на з. стороне Соьлже.

ТІадин шовда (Тадин шовда) «Тади родник» — на в. стороне села. Т! ада — редкое соб. имя.

Хьидин юрт (Хидин юрт) «Хиды поселение» — на з. стороне села. Урочище, где находилось одноименное поселение.

Мидин жа лаьттинчу «Миды отара овец стояла где» — на з.

Маккхас мангал хьаькхна меттиг «Маккха косил где» — урочище на западе селения Соьлже.

Мехкдаьттанан дукъ (Мехкдяттана дук) «Нефти хребет» — Старопромысловский

Хребет.

Кулойн юрт лаьттинчу «Кулойцев поселение (где) находилось». На юго-западе Грозного, на левом берегу Сунжи.

Мехкдаьттан тІе (Мехкдяттан те) «Нефти к» — так называют в народе Старопромысловский район, в основу названия легло «мехкдаьтта» — нефть.

Ягийна юрт лаьттинчу «Сожженный аул где стоял» — на ю. окраине Грозного, на п. б. Сунжи.

Шатойн-юрт «Шатой поселение» — урочище, где находилось одноименное поселение.

Кхойкху-юрт «Сигнальное поселение» — урочище, где находилось одноименное поселение на л. б. р. Сунжи.

Леш байъина шовда (Леш бай’ина шовда) «Рабы где погибли (казнены) родник» — урочище с родником на ю.-в. села.

Пастанан барз «Дыня-курган» — урочище с курганом на ю.-в.

ЖаммаІи барз «Курган Жаммаи» — урочище с курганом на з.

Кулин барз (Кулин барз) «Кули курган». Средневековый курганный могильник, расположен в районе Управления СКЖД, в черте города Грозного.

Іаьмирханан гечо (Амирханан гечо) «Амирхана брод». Аул с таким названием находился в районе пруда Заводского района, в черте города Грозного. Был сожжен царскими войсками в 1785 году.

Хьажин эвла (Хажин эвла) «Хаджи аул». Находился на левом берегу Сунжи, в районе расположения Старопромысловского района.

Доьлак-юрт (Дёлак-юрт) «Дёлака поселение». Аул с таким названием находился на левом берегу р. Сунжи, в районе расположения ст. «Грознефтяная». Доьлак — соб. имя основателя поселения.

Ташхойн рагІ (Ташхойн раг) «Ташхоя хребет». Северный боковой отрог Сунженского хребта. На его восточной стороне расположен Карпинский курган. Ташхой — название исчезнувшего этнического общества. Этноним ташхой сложился на тюрко — вайнахской языковой основе, «таш» — камень, «хой» — стража, воины, дозор. В районе урочища «Кхаа куьртие» постоянно находился дозорный пункт, который держали ташхойцы.

Таш-кхаьлла (Таш-кхялла) «Ташкалинцев (поселение) укрепление». Одноименное поселение находилось на левом берегу р. Сунжи. Об этом ауле напоминает остановка «Ташкала» в Старопромысловском районе.

Кхаа куьрте (Кхаа кюрте) «К трем вершинам». Три живописные возвышенности в звене хребта Ташхойн рагї напротив городка Маяковского в Старопромысловском районе г. Грозного.

ЭгЕашбатойн юрт (Эгашбатойн юрт) «Эгашбатойцев поселение». Одноименное поселение занимало территорию нынешнего парка имени Кирова (Телецентр). Эйашбатой

— этноним. Аул был уничтожен, а жители были истреблены генералом Ермоловым. Оставшиеся в живых жители (эЛашбатойцы) переселились в селения Старые Атаги и Гойты, основав новые хутора и аулы. Возник новый аул «ЭЛашбатойн ПойЛа» рядом с «Гелин ПойЛа», которые в результате роста населения соединились.

Мамакхин юрт (Мамакхин юрт) «Мамакхино поселение». Одноименное

Поселение находилось в районе нынешнего Ипподрома. Мамакхийн юрт после закладки крепости Грозной был удален в сторону Терского хребта. Нынешняя Первомайская, совхоз № 2 расположены там, где в прошлом находился Мамакхийн юрт. Мамакхай и Ханакхай — два брата — были из тайпа эЛашбатой.

Ханакхайн юрт (Ханакхайн юрт) «Ханакхая поселение». Одноименное поселение находилось в районе расположения педучилища.

Ханакхойн юьртахойн кешнаш (Ханакхойн юртахойн кешнаш) «Кладбище жителей Ханакхайн юрт». Находится под асфальтовым покрытием дороги на повороте троллейбусной линии в сторону 3-го микрорайона, рядом с интернатом № 2.

Нох-барз (Нох-барз) «Нох курган». Высокий живописный курган с ровной площадкой вместо вершины, на южных отрогах Сунженского хребта, на левом берегу р. Сунжа напротив поселка Алды (Черноречье). По преданиям, шейх Мансур, первый имам Чечни, собирал свой Совет на этом кургане.

Нурмахъмадан къуб лаьттина меттиг (Нурмахьмада куб ляттина меттиг) «Место, где стоял мавзолей Нурмахамада». Еще на памяти автора на месте, где расположена автозаправочная станция, на подъеме в поселок Черноречье стоял мавзолей. Воздвигнут он был жителями Алды (Вухан-Юрт) на месте, где святой праведник Нурмахьамад совершил утренний намаз. К этому мавзолею приводили больных домашних животных. После депортации чеченцев мавзолей, как и многие сотни склепов и мавзолеев в Чечне и Ингушетии, был разрушен советскими танками.

Сур-хи (Сур-хи) «Явора (?) речка». Берет начало на северном склоне хребта Суьйр — Корта, где расположен санаторий-профилакторий НГДУ Октябрьнефть. Теряется, не достигая поселка «Железнодорожная больница», в засоренных мусором балках. Явор дерево со съедобными мелкими плодами, напоминающими плоды боярышника. По утверждениям старожилов, на склонах хребта росли смешанные леса, в том числе дикие фруктовые деревья и горный явор. Южные отроги хребта Суьйр-Корта были покрыты смешанными лесами, богатыми дикими фруктовыми деревьями.

Кіомал арие (Комал арие) «Конопляное поле». Так называлось совхозное поле, где в наши дни выращивают овощи. Расположено на юго-западной окраине селения Старая Сунжа (Соьлжа). Здесь в прошлом были непроходимые заросли дикой конопли. Из волокна растения горцы вили веревки.

Алкханч-юрт (Алкханч-юрт) «Грачиное поселение». Аул с таким названием находился в конце улицы Гудермесской, на окраине г. Грозного, на спуске к индивидуальным садам. По преданиям, здесь жили чеченцы, занимавшиеся отходным промыслом бортничеством (добычей меда диких пчел), рыболовством, охотой на диких животных, строительством жилья, гончарным делом, выделкой кож, сбором марены, из которой добывали красящие вещества. Здесь было развито и кузнечное дело, сбор диких фруктов и целебных трав, словом, здесь жили люди, промышлявшие всем, что приносило доход.

«Грачи улетели» — шутили жители соседних аулов, когда жители Алкханч-юрта уходили на сезонные работы и промыслы, «Грачи прилетели» — говорили, когда они возвращались, нагруженные диким медом, красной рыбой и икрой. Отходники за сезон могли собрать десятки пудов меда диких пчел, марены, лекарственных трав, диких фруктов, из которых делали далее муку, разумеется, из сушеных. В поисках добычи и трофеев жители Алкханч-юрта добирались до Каспийского моря, у берегов которого жили отважные охотники и рыболовы аккинцы — ауховцы (аьккхий — авхой), и до самых Чеченских островов (Нохчийн гїайреш), где постоянно ауховцы жили и промышляли. В лесах водилось много дичи, охота была запрещена лишь на благородных животных — на оленей и косуль, а также волков, если он не приносил заметного вреда домашним животным. Охотники заготавливали шкурки лис, зайцев, барсуков и сбывали их заезжим армянским купцам. Категорически запрещалось ставить силки, самострелы для добытия зверя и птицы. Нередко охотничьи угодия и территории сбора дикого меда условно закреплялись за жителями аулов.

Сосакхан бийра (Сосакхан бийра) «Сайгака лощина». Такие лощины были на южном склоне Терского хребта. Сосакх — сайгак.

Масаран бийранаш (Масаран бийранаш) «Джейрана (?) лощины». Отмечены в междугорье, где расположено село Долинское.

ГІулозан бийра (Гулозан бийра) «Калаузская лощина». Находится в районе расположения ст. Первомайской (бывший Мамакхайн юрт).

Алмазийн бийра (Алмазийн бийра) «Алмастов лощина». Балка (лощина), где, по преданиям чеченцев, водилось много алмастов, которые, как утверждают старожилы, исчезли в результате притеснения их человеком. В районе Пулозан бийра.

Патун-хач (Патун-хач) (?). Валун с таким названием находился где-то в районе крепости Грозной. В определенное время чеченцы собирались вокруг этого валуна, ставили зажженные свечи, молились, просили увеличения потомства и домашнего скота. Возможно, это остатки элементов язычества и христианства. С основанием крепости валун Патун-хач оказался изолированным от местных жителей. Одновременно в более- менее больших аулах функционировали мечети. Из многочисленных устных информаций известно, что в ауле Соьлже на 700 домов приходилось несколько мечетей, в Амирханан гечо — 500 домов и несколько мечетей, в Алдах — до 400 домов и несколько мечетей, при мечетях, а также в каждом селе было по несколько медресе.

Моздоккхе (Моздоккхе) «Мед (где) добывают». Урочище. В далеком прошлом на левом берегу Терека водилось очень много диких пчел, здесь селились вайнахи и собирали мед[26].

Сосакхан кортош (Сосакхан кортош) «Сайгачьи вершины». Так назывались возвышенности на гребнях Сунженского и Терского хребтов, которые образуют Алханчуртскую долину. Но отдельные вершины имели также свои названия.

Сосакхан даккъаш (Сосакхан даккаш) «Сайгачьи гребни». Так назывались гребни Сунженского и Терского хребтов, хотя сайгаки являются степными животными.

Виетанан аре (Виетанан аре) «Льняное поле». Поле, где произрастал лен в диком виде. Дикий лен произрастал повсеместно, где почва не возделывалась людьми.

Чечана «Чечана». Аул находился на территории нынешнего завода «Красный молот». А на месте кладбища находится футбольное поле стадиона «Динамо», здесь же рядом находилось и кладбище, на котором хоронили погибших в боях с чеченцами, умерших от болезней русских воинов. Чечен (Чачан, Шашан) из тюркского — красноречивый, дипломат, человек, умеющий найти выход из любого сложного вопроса без применения оружия.

Кемсийн юрт (Кемсийн юрт) «Кемсийн поселение». Аул находился в районе расположения улицы Киевской и ПТУ № 6. Кемс — могло означать виноград, которого охотно выращивали чеченцы в прошлом, если так, то «Виноградное». Но часто встречается и женское имя Кемса (виноград).

Гунаш-юрт (Гунаш-юрт) «Курганное», «Холмистое». В Алханчурской долине нередко можно встретить и сегодня средневековые курганные могильники. Возможно, название связано с наличием в данной местности таких курганов.

^лхан чурте (Алхан чурте) «К памятнику Алхана». Аул находился нас.-в. от крепости Грозной, на левом берегу Сунжи, позже он был «отодвинут» подальше от укрепления.

Чуртогіе (Чуртоге) «Внутренняя долина» — аул, находился на л. б. р. Сунжа, был основан спустившимися из ущелья Шаро-Аргун шикъаройцами, отказавшимися принять мусульманство.

Іашхой (кіотар), Ашхой (хутор) «Ашхой», «Ашхойцев (поселение)» — такое поселение находилось между ^ьмирханан гечо и крепостью Грозной.

Назар-юрт «Назара поселение» — аул с таким названием находился между аулом ^ьмирханан гечо и крепостью Грозной, в районе, которого мы сегодня называем Андреевской Долиной (чеч. Эндаре).

Масара-хи «Джейрана источник» — такой источник с целебной водой выходит в отрогах южной стороны Терского хребта, под вершиной (возвышенностью) Масаран корта (Джейрана вершина).

Саьнгал-хи «Серный источник» — выходит из недр южных отрогов Терского хребта, недалеко от с. Первомайское (бывший Мамакхай юрт).

Саьнгал хин корта «Вершина серного источника» — выходит из недр южных отрогов Терского хребта, где возвышается Куоканан-колл-корта (Тернового кустарника вершина).

Мехкдяьттанан гіунаш «Нефтяные колодцы» — урочище на с. отрогах

Сунженского хребта (Старопромысловский район), где в прошлом находились нефтяные колодцы, огражденные чеченцами плетенками для заграждения, чтобы в них не утонул забредший случайно домашний скот, из этих колодцев брали нефть для смазки аробных колес и для лечебных целей. Нефть являлась достоянием всего чеченского народа.

Хангіалин барз (Хангалин барз) «Курган Сторожевой Крепости», такой курган находился в районе Хан-Пала (Ханкала), в том месте, где сегодня расположен поселок Гикало (Шовдане[27]).

Старопромысловский хребет. Такое название носит хребет, расположенный к юго-западу от г. Грозного, и отроги, спускающиеся к с.-в. от Сунженского хребта. Параллельно употреблялось и чеченское название «Мехкдаьттанан рагЬ>.

Мехкдаьттанан рагі «Нефтяной хребет». На ю.-з. окраине Грозного.

Йоккхачу Мехкдаьттан тіе. Чеченское название Старых промыслов. «Мехкан даьтта» — чеч. нефть.

Ахчан корт «Ахчана холм». Возвышенность в районе Старопромысловского хребта, на ю.-з. от Грозного, в звене Сунженского хребта. Параллельно название «Соьлжа

— рагі» на чеченском языке.

Муж-корта «Минерального источника возвышенность». Возвышенность на севере от Грозного. «Муж» — такчеченцы называют минеральный источник. На Сунженском хребте.

Нефтянка. Речка, протекает на с.-в. от Грозного, впадает в Сунжу. Чеченское название — Хьач-хи, букв. «Квела» вода, минеральная вода», «Крещения (?) речка», «Кислая (?) речка».

Баш. Так называлось урочище, расположенное на южной окраине Грозного, на

Сунженском хребте.

Совхоз «Аргунский». Современный благоустроенный поселок,, где проживают рабочие и служащие совхоза «Аргунский». На окраине Грозного.

Молочный совхоз № 1. Современный благоустроенный рабочий поселок на окраине Грозного, где живут рабочие и служащие совхоза Молочный № 1.

Соьлжа-рагі «Сунженский хребет». Расположен вдоль левого берега Сунжи с запада на восток.

Совхоз «Родина». Поселок совхоза «Родина». Расположен на окраине Грозного, где живут рабочие и служащие совхоза «Родина». Здесь же расположена и центральная усадьба совхоза.

Первомайская. Станица. Центральная усадьба колхоза «Первомайский». Живут здесь русские и чеченцы. На северо-востоке от станицы, на гребне Терского хребта находятся скалы песчаника, где великий русский писатель Л. Н. Толстой со своим кунаком-чеченцем Садо Мисербиевым часто отдыхал, любовно взирая на цепи белоснежных вершин Большого Кавказа.

На песчаном камне сохранилась еле заметная рельефная надпись, гласящая о встречах писателя со своим кунаком. Станица Первомайская соединяется с Грозным благоустроенной грунтовой дорогой.

Укрепление Тепли-Кичу. Так называлось урочище, где в прошлом находилось одноименное укрепление, основанное в 1849 году и служившее для охраны дороги, шедшей от крепости Грозной к переправе через Сунжу, у укрепления Умахан-Юрт. Чеченцы это укрепление и расположенный рядом с ним аул называли Теплив — Кичу — от чеченского «гечу» — брод. По этой дороге, т. е. через крепость Грозную, укрепления Тепли-Кичу и Умахан-Юрт проезжал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Ильинская. Станица в 26 км к северо-востоку от Грозного на левом берегу Сунжи, на востоке от станицы Петропавловской. Чеченцы называют ее «Бас-Пала» по названию бывшего здесь до основания станицы Ильинской чеченского аула. Кумыки станицу Ильинскую до недавнего времени называли Чир-Тогїай. Согласно преданиям, бывший аул Бас-Пала был основан чеченцами, выходцами из Шаро-Аргунского ущелья, представителями подрода босой (букв «жители склона»), входящими в этническое общество Дай.

Ильинская — название связано с церковью, заложенной здесь в честь пророка Ильи.

Луллу-юрт (Луллу-юрт) «Соседнее село» — аул с таким названием находился между аулом ^ьмирханан-гечо и крепостью Грозной в районе нынешней Андреевской долины. Возможно, Лулара юрт — «соседнее село». Название взято из книги А. П. Берже «Чечня и чеченцы», Тифлис, 1859 г.

Бас-Пала. Чеченское название станицы Ильинской в период ее основания.

Чир-Тогіай (Чир-Тогай). Кумыкское название Ильинской.

Ильинское городище. Памятник эпохи раннего Средневековья. Расположен на высоком берегу Сунжи, в 1 км к северо-востоку от Ильинской.

Кордонный пост. Так называлось до недавнего времени урочище, расположенное на полпути от станицы Ильинской к устью реки Белка (т. е. Гуьмс-хи). Устаревшее название, возникшее в XIX веке. Здесь располагался сторожевой кордонный пост, охранявший дорогу между укреплениями.

Место, где находилось укрепление Умахан-Юрт. Урочище на левом берегу Сунжи, напротив слияния ее с Белкой. Укрепление Умахан-Юртовское было заложено в 1853 году.

Нефтянская башня. Урочище на правом берегу Нефтянки (Хьач-хи), около моста через речку. Заложена была как военное укрепление на пути из крепости Грозная до укрепления Горячеводск в 1849 году.

Курганы. Так называют группу курганов, расположенных за поворотом шоссейной дороги на станицу Петропавловскую, рядом со станицей и животноводческой

Фермой. Названия их давно забыты. Курганы-могильники.

Старосунженское поселение. Археологический памятник, рядом с селением Старая Сунжа, расположенный на правом берегу Сунжи, при впадении ее в оросительный канал, в районе старых кладбищ.

Петропавловская. Станица, расположена в 15 км к северо-востоку от Грозного, на левом берегу Сунжи, по дороге в станицу Ильинскую. Заложена была на месте бывшего чеченского аула Чур-Тогїе, по преданиям, основанном выходцами из общества Шикъара, бежавших от миссионерских отрядов, распространявших мусульманскую религию.

Чеченцы станицу Петропавловскую до недавнего времени называли еще Пой — гїала, т. е. «Войск укрепление». Согласно преданиям, русское название Петропавловская связано с христианской церковью, заложенной в честь святых Петра и Павла.

Чур-ТогІе. Устаревшее чеченское название станицы Петропавловской. Пой-гїала.

Петропавловское поселение. Археологический памятник на левом берегу Сунжи, у урочища Зубкова роща, в нескольких км от станицы Петропавловской.

Зубкова роща урочище. В 1 км вниз по течению Сунжи, в районе Петропавловского поселения.

Злобный окоп. Так называлось до недавнего времени урочище, расположенное на возвышенном левом берегу Сунжи, напротив головного сооружения канала, питающего пруд-отстойник Заводского района Грозного. Здесь в 20-х годах XIX века было заложено укрепление под названием Злобный окоп. На месте чеченского аула! аьмирханан гечо.

Ермоловское средневековое городище. Расположено на месте поселения скифского периода, в 4 км от с. Алхан-Кала, вверх по течению Сунжи, на левом берегу. Чеченцы это городище называют Гіуларан саьнгарш — «Куларинские рвы».

Пуларан саьнгарш. То же самое, что и Ермоловское средневековое городище. Букв.: Куларинские рвы.

Куларинское поселение. То же самое, что и Ермоловское средневековое городище. Место это носит и другое название — «Куларинские окопы», калька от чеченского «Пуларан саьнгарш».

Ханкальское 2-е городище. Средневековый археологический памятник в 0,5 км к юго-востоку от 56-го участка Октябрьского района, на гребне горы Суьйра-Корта.

Ханкальское 1-е городище. Средневековый археологический памятник на севере- восточном склоне Новопромысловского хребта.

Скифо-сарматский курган. На реке Гойтинке, близ поселка Черноречье, т. е. на юго-востоке поселка Чеченцы назьшают «:Т! урлойн баьрзнаш» — Курганы Турловых.

Чернореченское средневековое городище. Расположено в юго-западной части поселка. Имеет местное название «Палин барз» — Укрепления курган. Вероятно, название возникло в период его закладки.

Чернореченское поселение. Расположено на высоком правом берегу Сунжи, в 1 км от поселка, у устья «Второе Черноречье».

Грозненское водохранилище. Расположено между поселками Новые Алды и Черноречье.

Родник. Благоустроенный родник рядом с мостом через р. Гойтинку, на ее левом берегу, в районе АЗС.

В окрестностях Грозного расположены следующие городки: Иванова,

Комсомольский, Доковский, Нефтемайск, Новонефтемайск, 9-й, 10-й, Орджоникидзе, Щорса.

Городок Иванова. Здесь имеются места, связанные с революционным прошлым Грозного:

1. Место расстрела рабочих в 1907 году, близ закрытого кладбища Старых Промыслов, у старого пруда.

2. Место расстрела Бутенко и других на территории закрытого кладбища, близ кирпичной арки. Холм, насыпанный на месте расстрела — «Волчьи ворота» — хорошо

Известен жителям станицы Первомайской.

В черте Грозного имеются поселки: Подгорный, Маяковского, Кирова, Красная турбина, Калинина, Новый, Старый, Автотрест, Кирзавода № 2, Новые Алды, Дом отдыха, а также железнодорожные станции: Заградино, Бутенко, Алды, Катаяма, Ташкала, Артемово, Войкова, Старопромысловского кирпичного завода.

Оставить комментарий